Алла Чайковская Формирование личностных границ. Я есмь… Я существую… Всё существующее имеет форму, а форма имеет границу.
Тема личностных границ многогранна и пронизывает буквально все сферы жизни человека. Наиболее явно она проявляется при социальных контактах, а в личных отношениях усложняется и приобретает множество индивидуальных оттенков. Ощущение границы - не врожденное состояние, а психологическая функция, она формируется в процессе развития человека и при желании нарабатывается.
Формирование границ начинается в период внутриутробного развития, когда, ещё не родившийся на свет, человечек становится так велик, что упирается макушкой, спиной и пятками в стенки матки. Эти ощущения остаются в мышечной памяти на всю жизнь. Первый опыт преодоления сдерживающих развитие границ – это рождение человека на свет. И чтобы родиться человечек должен сильно потрудиться, возможно даже бороться за жизнь. Этот опыт закладывает основу дальнейшего формирования психики человека.
В первые месяцы жизни человечек осваивает своё тело, находится в близком контакте с мамой и его мир сосредоточен в нем самом. Освоение пространственных границ начинается, когда ребенок начинает ползать, а затем ходить. Натыкаясь на углы, ударяясь об пол, ребенок познает жёсткость границ плотного мира. А сталкиваясь со строгим взглядом и «Нельзя» родителей, ребенок узнает ограничения мира людей: что можно, что нельзя; что хорошо, что плохо. А что делать, когда нельзя, но очень хочется? Этот сложнейший конфликтный вопрос сопровождает человека всю жизнь. Но часто человек забывает, что же ему хочется на самом деле.
В мире взрослых ребенок зависим и беспомощен, он вынужден приспосабливаться, он старается быть хорошим, заслужить любовь родителей и других близких людей. Он принимает правила взрослых, но в нем еще очень сильна природная тяга к удовольствию, он хорошо знает, чего хочет. И очень часто желания ребенка идут в разрез с планами взрослых. От того, насколько родители считаются с интересами ребенка, насколько последовательны в своих воспитательных действиях и строги в наказаниях, зависит сможет ли человек в дальнейшем осознавать свои потребности, сумеет ли о них заявлять, будет ли в состоянии уважать потребности других людей и договариваться о компромиссах. Базовое восприятие дружелюбности или враждебности окружающего мира формируется в самом раннем возрасте и определяет дальнейшую способность человека быть открытым и восприимчивым.
В школьном и подростковом возрасте решаются те же вопросы, но поле действий расширяется до социального уровня. Возникает взаимодействие «Я и группа», «Я в группе», в конфликте интересов участвует большее количество людей, добавляется влияние гендерных (мужеско-женских) различий. Начинается огромный тренинг под названием «Жизнь», в котором человек каждый день делает выбор как себя вести в разных ситуациях с разными людьми, решает, что он может, на что имеет право, за что готов брать ответственность, насколько распространяются его границы. Приглашаю вас на тренинг «Я и мои границы» 23 февраля 2014 года в 12 часов в г.Москва Ведущая - психолог, сертифицированный тренер Алла Чайковская. Всех желающих принять участие прошу записаться до 17 февраля. Записаться и задать вопросы можно по телефону +7 903-614-96-13.
|
Комментарии (0) | |