Алла Чайковская |
|
Аксиоматические представления о человеческой природе
Часть 1. Определяющая
Пытаться оценить в баллах аксиоматические представления относительно человеческой природы вообще, на мой взгляд, все равно, что мерить среднюю температуру по больнице. Поэтому и существует такой разброс во взглядах по данному вопросу среди теоретиков личности. Человечество не однородно в своей массе. Люди, различающиеся по уровню духовного развития, отличаются количеством воспринимаемой и трансформируемой ими тонкой (в т.ч. психической) энергии, имеют различные жизненные задачи, различные степени свободы, а возможно и физическую природу.
Под уровнем духовного развития человека, в данном случае я подразумеваю, уровень центрации сознания, т.е. то, на чем сконцентрированы основные желания, мысли и чувства людей. По этому критерию людей можно разделить на большие группы:
1. Мир материального потребления;
2. Мир материального созидания;
3. Миры творческого развития;
4. Мир духовного поиска;
5. Мир духовного развития;
6. Мир духовного служения.
Люди в них группируются по закону резонанса. Не зря такие группы людей названы «Мирами». Устремления людей разных миров настолько различны, что они подчас никогда не встречаются, не понимают друг друга и даже говорят на разных языках. Количественное распределение людей по этим мирам крайне не равномерно, их число стремительно уменьшается по мере повышения уровня сознания.
Я не занимаюсь практической психологией в данное время и не считаю себя «знатоком человеческих душ», поэтому даже не берусь составить картину распределения аксиоматических критериев для человечества вообще.
Себя я отношу к миру духовного поиска, т.е. людям, устремления которых направлены на поиск божественного проявления в окружающем мире и себе, как части этого мира, а так же на изменение отношений с внешним миром через трансформацию внутренних стереотипов.
В моем представлении, люди подобного склада имеют следующую природу:
Часть 2. Доказательная
Насколько различаются люди, принадлежащие разным мирам, рассмотрим на примере критерия свобода - детерминизм.
Потребности людей мира материального потребления заключаются в стабильной работе и материальном положении, в своем доме, семье, детях. Это люди, которые могут выполнять механическую работу и отвечать за нее в рамках своих обязанностей. Основное желание таких людей – жить в комфорте, получать удовольствие, мир они видят в черно-белом цвете, людей делят на своих и чужих. Люди мира материального потребления готовы делегировать решение своих проблем вышестоящим – старшим родственникам, начальству, государству. Потребность их в свободе минимальна, но и винить в своих бедах они готовы кого угодно, от близких людей до чиновников и царей.
К миру материального созидания относятся люди, которые могут руководить коллективами, создавать рабочие места, предоставлять другие возможности для выживания, работы, и реализации в социуме других людей. Основное желание людей материального созидания – достижение превосходства над другими людьми. Комфортная и обеспеченная жизнь уже достигнута, хочется достигать все более высокого статуса в обществе. Основной вопрос людей мира материального созидания – вопрос личной выгоды. На этом уровне человек постигает в совершенстве законы социума и его уже интересует вопрос социальной свободы и прав для себя. Сознание такого человека несколько шире, но центрация его находится в сфере личных интересов, а в своих неудачах они также винят других людей и обстоятельства.
Мир человека творческого развития намного сложнее, он неоднозначен. Основная мотивация на этом уровне – собственное творческое развитие или творение мира, как человек его видит, согласно своему разумению. К этому миру относятся не только люди творческих профессий, но и все достигшие большого мастерства в своем деле. Творческий человек начинает видеть мир во множестве красок и пытается понять его устройство. У каждой творческой личности своя картина мира, при этом сильно неприятие как традиционной, материальной картины мира, так и других творческих. Поэтому у человека творчества сильна потребность в личной свободе – свободно мыслить, выражать свои чувства, свободно перемещаться по миру, свободно общаться с другими людьми и иметь свободное время на реализацию этих свобод. Возникает конфликт между потребностями жизнеобеспечения и комфорта и потребностью в творческой реализации. В обществе у людей творчества возникают проблемы с общением, их судьба часто складывается трагично. Творческий человек видит гармонию мира, но чаще всего считает, что мир к нему лично несправедлив.
У человека, вступающего в мир духовного поиска, неосознанно и осознанно проявляется стремление к духовному поиску. Причем понимание «духовного» у него еще смутно. Он что-то читает, размышляет, пытается понять или прочувствовать природу окружающего мира и человека, как части этого мира. Пытается следовать вспышкам интуиции, осознавать свои истинные мотивы, желания и стремления. В видении мира человека духовного поиска начинают размываться четкие границы, он приходит к пониманию дуальности мира, относительности оценок, начинает различать нюансы и оттенки цветов, понимать неоднозначность таких категорий как правда и справедливость. Основные задачи таких людей – поиск духовного пути и духовного учителя. У человека духовного поиска появляется потребность в духовной свободе – свободе от страстей, как говорят христианские проповедники; устаревших мешающих развитию стереотипов мышления и поведения, внедренных программ, как говорят современные духовные мыслители. А слова апостола Павла звучат и сейчас вполне современно: «… ибо не понимаю, что делаю. Потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу. Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, - делаю. В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного». Причину своих проблем люди духовного поиска видят в сложности мироздания и собственном несовершенстве, ловушкой для них становятся как самообвинения, так и гордыня.
Мир духовного развития – это люди, вставшие на духовный путь, или практикующие. Их задачи связаны с духовным развитием и передачей духовного опыта людям других миров. В этом мире происходит расширение внутренней духовной свободы и, как следствие, личной свободы, а ценности социальной свободы теряют смысл. Такие люди могут чувствовать себя свободными в тюремных застенках и не быть одинокими, ведя жизнь отшельника и аскета.
Наивысшей ступенью духовного развития является мир духовного служения. Это Мастера, пророки, святые – Учителя человечества. Таких людей крайне мало и они имеют единственную задачу – духовное служение. В этом мире свои законы, поэтому рассуждать о свободе для таких людей я не берусь.
Описанные выше миры не являются герметичными, люди в течение жизни могут, как подниматься по пути духовного развития, так и скатываться вниз. Но какие бы высокие задачи не стояли перед человеком, для гармоничного (свободного) состояния он должен подтвердить выполнение программ предыдущих миров: выжить, как-то заработать себе на жизнь, устроиться в социуме и т. д. Так же хочу отметить, что без понимания духовной свободы личная и социальная свободы становятся иллюзиями. Этот подтверждает тот факт, что все социальные революции, начинаясь с борьбы за права и свободы, заканчивались тоталитарными режимами. А человек, вступающий в борьбу за личные права, оказывается в конфликте с окружающими, поэтому понимание свободы тесно связано с пониманием вины.
Часть 3. Лирическая
Продолжение следует... |