Алла Чайковская. Эссе о свободе. Часть 1
03.02.2011
3264
0
5.0

 

Алла Чайковская
Алла Чайковская
 
Аксиоматические представления о человеческой природе
 

Часть 1. Определяющая
 

Пытаться оценить в баллах аксиоматические представления относительно человеческой природы вообще, на мой взгляд, все равно, что мерить среднюю температуру по больнице. Поэтому и существует такой разброс во взглядах по данному вопросу среди теоретиков личности. Человечество не однородно в своей массе. Люди, различающиеся по уровню духовного развития, отличаются количеством воспринимаемой и трансформируемой ими тонкой (в т.ч. психической) энергии, имеют различные жизненные задачи, различные степени свободы, а возможно и физическую природу.

Под уровнем духовного развития человека, в данном случае я подразумеваю, уровень центрации сознания, т.е. то, на чем сконцентрированы основные желания, мысли и чувства людей.  По этому критерию людей можно разделить на большие группы:

1.    Мир материального потребления;

2.    Мир материального созидания;

3.    Миры творческого развития;

4.    Мир духовного поиска;

5.    Мир духовного развития;

6.    Мир духовного служения.


Люди в них группируются по закону резонанса. Не зря такие группы людей названы «Мирами».  Устремления людей разных миров настолько различны, что они подчас никогда не встречаются, не понимают друг друга и даже говорят на разных языках. Количественное распределение людей по этим мирам  крайне не равномерно, их число стремительно уменьшается по мере повышения уровня сознания.

 Я не занимаюсь практической психологией в данное время и не считаю себя «знатоком человеческих душ», поэтому  даже не берусь составить картину распределения аксиоматических критериев для человечества вообще.

Себя я отношу к миру духовного поиска, т.е. людям, устремления которых направлены на поиск божественного проявления в окружающем мире и себе, как части этого мира, а так же на изменение отношений с внешним миром через трансформацию внутренних стереотипов.


В моем представлении, люди подобного склада имеют следующую природу:

 
 
Часть 2. Доказательная
 

Насколько различаются люди, принадлежащие разным мирам, рассмотрим на примере критерия свобода - детерминизм.

Потребности людей мира материального потребления заключаются в стабильной работе и материальном положении, в своем доме, семье, детях. Это люди, которые могут выполнять механическую работу и отвечать за нее в рамках своих обязанностей. Основное желание таких людей – жить в комфорте, получать удовольствие, мир они видят в черно-белом цвете, людей делят на своих и чужих. Люди  мира материального потребления готовы делегировать  решение своих проблем вышестоящим – старшим родственникам, начальству, государству.  Потребность их в свободе минимальна, но и винить в своих бедах они готовы кого угодно, от близких людей до чиновников  и царей.

К миру материального созидания относятся люди, которые могут руководить коллективами, создавать рабочие места, предоставлять другие возможности для выживания, работы, и реализации в социуме других людей. Основное желание  людей материального созидания – достижение превосходства над другими людьми. Комфортная и обеспеченная жизнь уже достигнута, хочется достигать все более высокого статуса в обществе. Основной вопрос людей мира материального созидания – вопрос личной выгоды. На этом уровне человек постигает в совершенстве законы социума и его уже интересует вопрос социальной свободы и прав для себя. Сознание такого человека несколько шире, но центрация его находится в сфере личных интересов, а в своих неудачах они также винят других людей и обстоятельства.

Мир человека творческого развития намного сложнее, он неоднозначен. Основная мотивация на этом уровне – собственное творческое развитие или творение мира, как человек его видит, согласно своему разумению. К этому миру относятся не только люди творческих профессий, но и все достигшие большого мастерства в своем деле. Творческий человек начинает видеть мир во множестве красок и пытается понять его устройство. У каждой творческой личности своя картина мира, при этом сильно неприятие как традиционной, материальной картины мира, так и других творческих. Поэтому у человека творчества сильна потребность в личной свободе – свободно мыслить, выражать свои чувства, свободно перемещаться по миру, свободно общаться с другими людьми и иметь свободное время на реализацию этих свобод. Возникает конфликт между потребностями жизнеобеспечения и комфорта и потребностью в творческой реализации. В обществе у людей творчества возникают проблемы с общением, их судьба часто складывается трагично. Творческий человек видит гармонию мира, но чаще всего считает, что мир к нему лично несправедлив.

 У человека, вступающего в мир духовного поиска, неосознанно и осознанно проявляется стремление к духовному поиску. Причем понимание «духовного» у него еще смутно. Он что-то читает, размышляет, пытается понять или прочувствовать природу окружающего мира и человека, как части этого мира. Пытается следовать вспышкам интуиции, осознавать свои истинные мотивы, желания и стремления. В видении мира человека духовного поиска начинают размываться четкие границы, он приходит к пониманию дуальности мира, относительности оценок, начинает различать нюансы и оттенки цветов, понимать неоднозначность таких категорий как правда и справедливость.    Основные задачи таких людей – поиск духовного пути и духовного учителя. У человека духовного поиска появляется потребность в духовной свободе – свободе от страстей, как говорят христианские проповедники; устаревших мешающих развитию стереотипов мышления и  поведения, внедренных программ, как говорят современные духовные мыслители.  А слова апостола Павла звучат и сейчас вполне современно: «… ибо не понимаю, что делаю. Потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу. Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, - делаю. В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного». Причину своих проблем люди духовного поиска видят в сложности мироздания и собственном несовершенстве, ловушкой для них становятся как самообвинения, так и гордыня.

Мир духовного развития – это люди, вставшие на духовный путь, или практикующие. Их задачи связаны с духовным развитием и передачей духовного опыта людям других миров. В этом мире происходит расширение внутренней  духовной свободы и, как следствие, личной свободы, а ценности социальной свободы теряют смысл. Такие люди могут чувствовать себя свободными в тюремных застенках и не быть одинокими, ведя жизнь отшельника и аскета.

Наивысшей ступенью духовного развития является мир духовного служения. Это Мастера, пророки, святые – Учителя человечества. Таких людей крайне мало и они имеют единственную задачу – духовное служение. В этом мире свои законы, поэтому рассуждать о свободе для таких людей я не берусь.

Описанные выше миры не являются герметичными, люди в течение жизни могут, как подниматься по пути духовного развития, так и скатываться вниз. Но какие бы высокие задачи не стояли перед человеком, для гармоничного (свободного) состояния  он должен подтвердить выполнение программ  предыдущих миров: выжить, как-то заработать себе на жизнь, устроиться в социуме и т. д. Так же хочу отметить, что без понимания духовной свободы личная и социальная свободы становятся иллюзиями. Этот подтверждает тот факт, что все социальные революции, начинаясь с борьбы за права и свободы, заканчивались тоталитарными режимами. А человек, вступающий в борьбу за личные права, оказывается в конфликте с окружающими, поэтому понимание  свободы тесно связано  с пониманием вины.

 
Часть 3. Лирическая

Продолжение следует...

 


Теги:свобода, самопознание


Читайте также

Комментарии (0)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]