"Антиэйждинг"
21.01.2009
7446
0
4.8

 

ПСИХОЛОГО-ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ АНТИЭЙДЖИНГ

(психолого – психотерапевтическое противодействие старению)

А.Л.Панченко, В.Я.Семке

 

Психолого-психотерапевтический антиэйджинг – система превентивных (предупредительных), терапевтических и реабилитационных (восстановительных) мероприятий, направленных на противодействие процессам старения и борьбу с их негативными проявлениями.

 

Антиэйджинг – борьба с синдромом хронической усталости, плохим самочувствием и настроением.

 

Антиэйджинг – комплекс мероприятий, направленных на формирование оздоравливающих, омолаживающих стереотипов мышления, поведения, имиджа и эмоций.

 

Антиэйджинг – система психологических воздействий, направленных на улучшение качества жизни и реализацию творческого потенциала и потребностей личности в любви, уважении, самоактуализации и самореализации.

 

Возраст – качественно специфическая ступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определённые нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития человека. Это касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного уровня. Переход к очередному этапу происходит в виде возрастных кризисов. Эти относительно небольшие по времени периоды индивидуального развития характеризуются резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризисных периодов может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей организма, социальных и микросоциальных условий. Возраст человека обычно определяют по внешним проявлениям его соматического (телесного) и психосоциального (личностного) возраста. Отсюда – «Человеку столько лет, на сколько он выглядит». При этом вклад телесного (физического) и личностного возрастов в формирование «имиджа»-образа у разных людей неодинаков. Иной человек уже в 30 лет может быть стариком по своим взглядам на жизнь, на моду и т.д., а другой – радуется жизни, веселится, модно одевается. Хорошо известны молодые душой деятельные старики и психологически состарившиеся, унылые, бездеятельные «юнцы». Извечный «первичный вопрос философии» о том, что первично – материя или сознание – нашел своё естественное отражение в единстве и борьбе двух ментальных парадигм: соматической и психической.

Соматическая парадигма:

 
1. Хорошее телесное
самочувствие
Образ здорового,
молодого человека
Поведение и эмоции
здорового, молодого человека
Саногенное
мышление
 
2. Плохое телесное
самочувствие
Образ больного,
старого человека
Поведение и эмоции
больного, старого человека
Патогенное
мышление

 

Суть этого подхода состоит в известном изречении « В здоровом теле – здоровый дух». В контексте этой парадигмы факт смерти превращает жизнь человека не только в нечто конечное, но и окончательное, чему предшествует заключительный этап индивидуального развития человека – старость. Старость или старение – неизбежный процесс, сущность которого сводится к появлению и нарастанию признаков усталости и болезненности отдельных тканей, органов, систем и организма в целом. Можно ли бороться со старостью? Поиском эликсиров долголетия и даже бессмертия человечество занимается многие тысячелетия. В наше время на разрешение этого животрепещущего вопроса брошен немалый научный потенциал, большие деньги и огромное количество подопытных животных. Поиском способов и методов замедления процессов старения заняты многие области медицины. Тут прекрасно сочетаются традиционная и альтернативная медицина, накоплено огромное число научных данных в области биохимии, физиологии, фармакологии, геронтологии, генетики, диетологии, эндокринологии и т.д. В настоящее время в процессе борьбы со старением отдельных органов, систем и организма в целом успешно используются различные лекарственные препараты, витамины, гормоны, пищевые добавки, лекарственные растения, мази, кремы, а также достижения биотехнологии, рекомендации по здоровому образу жизни, сбалансированный рацион питания, дозированные физические нагрузки, фитнес и многое другое. Если в организме по какой-то причине перестают вырабатываться какие-либо жизненно важные вещества, то приёмом гормонов, витаминов или минералов можно компенсировать недостаток и добиться стабильного улучшения обмена веществ и функционирования систем организма, что приведёт к укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни. Но…далеко не все нуждаются в дополнительном приёме витаминов и минералов, а ещё меньшее число - в гормональном лечении. Все эти вещества чреваты побочными эффектами и могут принести больше вреда, чем пользы. В этой связи антиэйджинговая методика, основанная на соматической парадигме старения, представляет собой сочетание терапевтической и профилактической медицины с учётом истории болезни и индивидуальных особенностей конкретного пациента. В задачу врача при этом входит разъяснение пациенту самого смысла лечения, предотвращение побочных эффектов и минимизация возможного риска. Препараты на основе гормонов, витаминов и других лекарственных средств продлевают жизнь и улучшают её качество. Однако они должны назначаться только после индивидуального обследования квалифицированного врача. Таким образом, в парадигме соматической медицины «антиэйджинг (противодействие старению) – система общеукрепляющих, лечебно-профилактических, косметических мероприятий, направленных на противодействие старению организма человека, которая основывается на современных достижениях медицины, включая клеточные технологии». Обучение врачей этим технологиям производится в США в программе «Age Management Therapy». Наша же школа развивает противоположный вышеописанному подход, основанный на психологической (личностной) парадигме зрелости.

Психологическая парадигма

1. Саногенное
мышление
Поведение и эмоции
здорового, молодого человека
Образ здорового,
молодого человека
Хорошее телесное
самочувствие
2. Патогенное
мышление
Поведение и эмоции
больного, старого человека
Образ больного,
старого человека
Плохое телесное
самочувствие

 

В рамках психологической парадигмы наш возраст это то, что я о нём думаю. Как думаю, такой и делаю образ (имидж). Как себя позиционирую, так себя и веду, так проявляю эмоции, так себя и чувствую. Иными словами, возраст человека определяется не только его физическим состоянием, но и личностным, психосоциальным возрастом, который в значительной степени влияет и на соматическое здоровье. Большинство заболеваний человека носят психосоматический характер. Личность, даже в процессе своего нормального развития, претерпевает коренные возрастные преобразования и изменения, касающиеся не только внешности, состояния внутренних органов и систем, но и характера. «В течение долгой жизни человек может являться перед нами последовательно в виде нескольких личностей, до такой степени различных, что если бы каждая из фаз этой жизни могла воплотиться в различных индивидах, которых можно было бы собрать вместе, то они составили бы крайне разнообразную группу, держались бы самых противоположных взглядов, питали бы глубокое презренье друг к другу и скоро бы разошлись, не высказывая ни малейшего желания собраться воедино» (Фостер). Иными словами, в разные возрастные периоды мы по-разному воспринимаем и оцениваем себя, других людей и жизнь. По-разному думаем, по-разному ведём себя. В нашей технологии ключевым звеном для психолого-психотерапевтического антиэйджинга является возраст, который нередко сопровождается «кризисом второй половины жизни». Этот возрастной период наступает, как правило, в 38-42 года. Однако границы его под влиянием внешних воздействий могут быть расширены как в сторону более молодого, так и в сторону более зрелого возраста. «Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Иероглиф В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – «возможность». Таким образом, кризис несёт в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент» (И.Г.Малкина-Пых). Выделяют восемь возрастных кризисов. Пять из них приходится на детский возраст. Шестой свойственен молодым, взрослым людям. Наиболее интересный, с позиций антиэйджинга, седьмой кризис переживается, как правило, в сорокалетнем возрасте (плюс-минус два года). Восьмой по счёту и последний кризис жизненного пути переживается во время старения и является предметом гериатрии. «Кризис среднего возраста» блестяще обрисован Евгением Евтушенко в поэме «Уроки Братска». Этот фрагмент можно назвать Одой антиэйджингу.

 

Сорокалетье – странная пора,
Когда ещё ты молод и не молод
И старики тебя понять не могут,
И юность, чтоб понять, - не так мудра

 

 

Вступая в эту полосу своего существования, индивид испытывает мучительное чувство неудовлетворённости достигнутым. Навязчивую потребность в избыточном самоанализе и самопонимании. Гипертрофированно воспринимает реальные или вымышленные, а чаще собственные упрёки в свой адрес. Часто это упрёки в недостаточной активности в выполнении социальных функций – упущения в воспитании детей, создании прочного семейного уклада, где понимают, уважают, ценят и любят, «сбои» в сексуальной жизни, отступления и компромиссы в построении профессиональной карьеры и т.п. Такого рода личностные реакции могут вызывать тяжёлые чувства вины, обиды, несправедливости, покинутости, предательства и даже униженности. Эти переживания не связаны непосредственно с какими-либо конкретными психогенными или соматогенными причинами. Они монотонны, блеклы, часто замаскированы различными соматическими или неврологическими жалобами (например, нарушения сна). Несмотря на это они являются достаточно серьёзными депрессивными переживаниями, могущими приводить к неврозам, психосоматическим расстройствам и различным зависимостям – пищевой, алкогольной, игровой, сексоголизму и другим формам отклоняющегося и даже суицидального поведения. В этом «кризисном возрасте» возникает серьёзное напряжение мотивационной сферы – особенно верхних её этажей – потребностей в любви, уважении и самоактуализации. (Самоактуализацию А. Маслоу понимает как «рост изнутри», без определяющей роли социальных и исторических факторов). Всё чаще возникают размышления о миссии, предназначении. Многие начинают посещать различные психологические и парапсихологические тренинги и семинары. Наши слушатели на вопрос: «Зачем пришли?», так и отвечают: «Познать себя, других людей и смысл своей жизни». Всё изложенное свидетельствует о том, что это достаточно серьёзный кризис. При этом, как верно отметил Эрик Эриксон (1968), кризис означает не угрозу катастрофы, а «поворотный пункт», онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации. Либо точку кристаллизации проблем, либо ресурсную точку выбора. Всё зависит от понимания и отношения человека к этому периоду. Весьма опасной, патогенной, критической является точка зрения, смысл которой Е.Евтушенко выразил другим четверостишьем:

 

 

Сорокалетье – страшная пора,
Когда измотан с жизнью в поединке,
И на ладони две-три золотинки,
А вырытой пустой земли – гора.

 

 

Такое мировоззрение является прямым и абсолютным показанием к антиэйджинговой терапии, независимо от внешнего вида и физического самочувствия. В противном случае, такое мироощущение означает вступление в заключительный и совершенно ненужный этап индивидуального развития – старость. Яблоко стареет и гниёт для того, чтобы высвободить косточку – семя, дающее жизнь новому растению – яблоне, на которой вскоре созреет новое яблоко. Человек воспроизводит себя в молодом и зрелом возрасте, поэтому никакой необходимости в старении у него нет. Значит старость – живое гниение – величайшая глупость, которой надо противодействовать всеми силами. Особая роль в этих процессах должна принадлежать технологиям психологического и психотерапевтического противодействия старению. Старческий возраст характеризуется медленным и постепенным снижением жизненного тонуса, преобладанием утрат над приобретениями. Этот период подразделяется на две фазы: - инволюционную и старческого регресса (дегенеративную). Инволюционный период (45 -50 лет у женщин и 50 – 55 лет у мужчин) протекает под знаком естественной физиологической перестройки организма – климакса (мужского в том числе). Фаза старческого регресса психики проходит под решающим влиянием церебрально-атеросклеротических и сенильно-атрофических изменений. В среднем начало этой фазы относится к 75 годам. В инволюционный период старости психическое равновесие индивида, сложившееся к зрелому возрасту, подвергается серьёзному испытанию. В этой жизненной фазе личности отмечается оскудение палитры эмоционального реагирования, уменьшается способность к накоплению новых знаний, сужаются горизонты интересов. Проявляется или резко обостряется консерватизм мышления, служащий источником извечных конфликтов «отцов» и «детей». Для инволюционного периода старости характерно заострение прежних, наиболее выпуклых, характерологических черт. Словоохотливость перерастает в назойливую болтливость. Осторожность – в отпугивающую окружающих подозрительность и мнительность. Недостаточная самокритичность – в карикатурную переоценку своих возможностей. Особенно тягостно увядание переживается женщинами с демонстративными истерическими чертами личности. Они трагически воспринимают утрату внешней привлекательности, ослабление влечения со стороны сексуального партнёра. Нередко на передний план выступает взрывоподобное усиление полового влечения с авантюрной линией поведения, приводящее затем к депрессивным идеям самообвинения. У мужчин с аналогичным складом характера отмечают сходные проявления по типу «синдрома Дон-Жуана»: стремление к безоглядному флирту и обольщению женщин, безжалостное, бесцеремонное поведение в интимной жизни, хвастливое подчёркивание своих «мужских» достоинств, склонность к браваде, грубым, сальным высказываниям. Всё это развивается, как правило, на фоне ослабевающей половой потенции. В период старческого регресса психики в первую очередь обращает на себя внимание перестройка мышления. Оно становится ещё более консервативным, инертным, малоподвижным, со склонностью застревать на деталях, мелочах. Пожилые люди весьма неохотно воспринимают новаторские идеи, усматривая в них угрозу всему укладу жизни. Одна их характерных черт старости – скупость. Иногда она может приобретать такие колоссальные размеры, что заслоняет собой все особенности его личности. Этот психопатологический симптомокомплекс академик В.Я. Семке образно назвал «синдромом Плюшкина». Обратимся для иллюстрации к превосходному описанию картины патологического старения, данному Н.В. Гоголем. «Добрая хозяйка умерла. Плюшкин стал беспокойней и, как все вдовцы, подозрительней. Старшая дочь скоро сбежала с штаб-ротмистром. В доме стало всё пустее. Старик очутился один. Человеческие чувства мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь разваливалось в этой изношенной развалине. С каждым годом притворялись окна в его доме. С каждым годом уходили из виду, более и более, главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и пёрышкам, которые он собирал в своей комнате. Он уже позабыл сам, сколько у него было чего… Грозна и страшна грядущая впереди старость и ничего не отдаёт назад и обратно. Могила милосердней её, на могиле напишется: «здесь погребён человек», но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости» Таковы завершающие черты человеческого старения – безжизненность, гнилость, застойность. Согласно традициям Международной Ассоциации психологического антиэйджинга старение – безусловно, патологическое состояние, ибо старость и сопровождающая её дряхлость ума и тела, не могут быть нормальным жизненным периодом. Такая старость является уделом лишь тех, кто верит, что «сорокалетье – страшная пора, когда измотан с жизнью в поединке». Однако далеко не всегда у человека возникают столь трагические, болезненные сдвиги. Правильное разрешение «кризиса второй половины жизни» является основным ресурсом для противодействия старению. Старость может не наступить вовсе, а возрастные периоды индивидуального развития человека будут подразделяться на период ранней зрелости (26-64 года) и период поздней зрелости – от 65 лет. При этом даже период поздней зрелости может характеризоваться сохранением умственных и физических сил, общественной и социальной активностью и интересом к окружающему миру. Мы знаем много возрастных, зрелых людей, примирённых с жизнью, добродушных, сохраняющих живую искру в душе, остроту ума и чувств. Даже в возрасте поздней зрелости (заметьте, не старости – старым можно быть и в тридцать лет, а зрелым, нестарым и в девяносто) можно встретить поразительные проявления тонкости эмоций, пламенной страстности и всеохватывающей любви. Поздний зрелый возраст (который длится до смерти) может быть периодом высоких творческих способностей. Известно, что Микельанжело и в возрасте свыше 80 лет создавал нетленные шедевры искусства. Гете закончил работу над «Фаустом» в 82 года. Л.Н.Толстой написал свой потрясающий роман «Воскресенье», когда ему было за 70. И.П.Павлов и в глубокой старости продолжал успешную научную деятельность. Более того, разработку основного направления своих научных исследований – физиологию высшей нервной деятельности, принесшую ему всемирную известность, он начал в 56 лет. Эти и множество других примеров свидетельствуют о том, что саногенное, антиэйджинговое мышление позволяет человеку вообще исключить из своего индивидуально–эволюционного развития такой возрастной период, как старость, заменив его на гораздо более продуктивный, а нередко и более календарно длительный период зрелости. Такие люди отличаются от стариков тем, что в период «кризиса второй половины жизни» они исповедуют и продуцируют мировоззрение и мироощущение не второго – патогенного, приводящего к старости, а третьего четверостишья Е. Евтушенко, позволяющего заменить этап увядания на этап продуктивной счастливой зрелости:

 

 

Сорокалетье - дивная пора,
Когда иную, открывая прелесть,
Умна почти как старость, наша зрелость,
Но эта зрелость вовсе не стара.

 

 

Многие философы и поэты подчёркивают положительную характерологическую динамику в старости (тогда это не старость, а зрелость). Они отмечают способность умелого преодоления сложных душевных конфликтов, наступление умиротворения и покоя. Страсти охлаждаются, ярость и гнев обузданы. Спокойствие и бескорыстие придают высказываемым советам нравственную силу и притягательность для молодых. Практическая смекалка, жизненный опыт возвышают над окружающими. Бернард Шоу в беседе о старости отмечает: «Нет старости для людей с живой душой и разумом, вбирающих жизнь всеми пятью чувствами. Старым можно быть и в молодости, но можно прожить долгую жизнь, так и не познав её. Человек часто умирает раньше, нежели исчерпал все свои духовные и умственные силы». И если молодость – стихия страсти и эмоций, то старость (поправим мэтра – зрелость) – стихия мысли, творчества, разума и мудрости. И если онтогенетической целью молодого человека (на это направлена деятельность всех социальных институтов) является зрелая личность, то целью эволюционного развития зрелой личности является мудрость, категория бессмертная. Таким образом, психологические и психотерапевтические антиэйджинговые технологии позволяют предотвратить процессы личностного старения, заменяя их на периоды зрелости, и помогают обрести высшую цель бессмертного человеческого развития – репродуцируемую мудрость. Мы ни в коей мере не умаляем ценность физического, телесного антиэйджинга (в том числе и коррекцию веса, фитнес, медитации, йогу, косметологию, пластическую хирургию, достижения диетологии, биологически-активные добавки, гормоны, микроэлементы и т.д. и т.п). Мы лишь утверждаем, что в противодействии старению не меньшую (а может быть, и большую) роль играют психологические, личностные факторы. С этих позиций старение часто является результатом «схождения со своего жизненного пути». Поэтому так важно, особенно во второй половине жизни, обрести свой путь, цель, творчество, соответствующие своей миссии. Обрести и идти. Идти и действовать. Отметим высказывание народного артиста России Олега Янковского приведённое в еженедельнике «Аргументы и факты»: -
«Журналист – «Актёры старшего поколения говорят, что их молодые коллеги относятся к себе более трепетно: распорядок дня строят разумнее, могут позволить себе играть «вполсилы»
О.Янковский – «Да, сегодня молодёжь любит и ценит себя больше, чем мы в их возрасте. Многие молодые актёры, с которыми я общаюсь, увлекаются здоровым питанием, ходят в спортзал. Играть же, как вы говорите, «вполноги» хороший актёр просто не сможет. Это не связанно с возрастом. Актёр обязательно должен излучать энергетику. Ты выходишь на сцену – и начинают по-другому работать селезёнка, печень, нервная система. Это тяжело, но это того стоит. Вчера, например, отыграл спектакль, зал встал, аплодирует. И я вижу, как молодеет на глазах Инна Михайловна Чурикова, как скидывает пару десятков лет Александр Збруев. И сам чувствую, что как будто принял чудесную таблетку молодости».
Актуальность работ по внедрению антиэйджинговых программ будет постоянно нарастать, поскольку постарение населения – одна из основных проблем, тревожащих в настоящее время почти все страны мира. Пожилые люди стали отдельной демографической, социальной и медико-биологической категорией, требующей специальных подходов к решению проблем профилактики, терапии и реабилитации (И.Г.Малкина-Пых ,2005). Наша технология психологического антиэйджинга (психологического противодействия старению) разработана на основе последних достижений возрастной психологии и психофизиологии, геронтологии, индивидуальной и групповой психотерапии, клинической персонологии и эсмологии (Эниостиль). Методика создавалась и апробировалась в течение последних 20 лет. Её основы заложены в десятках диссертационных работ валеопсихологического и психотерапевтического направлений, выполненных под руководством В.Я.Семке, А.Л.Панченко, А.В.Ротова, В.Н.Васильева и обобщены в книгах В.Я. Семке «Превентивная психиатрия», «Клиническая персонология», А.Л.Панченко и соавт. «Модули совершенства, гармонии и успеха», «Основы Эниостиля», «Человековедение как метод кадровой политики», «Превентивно-реабилитационная эсмология» и др. В методику включены наиболее апробированные и действенные техники современных психотехнологий Востока и Запада – нейро-лингвистического программирования, Эриксоновского подхода, транзакционного анализа, гештальта, психотроники и коучинга, Эниостиля и других. При этом основным является разработанный Тамарой и Анатолием Панченко эниостилистический (эсмологический) подход, суть которого заключается в индивидуально-типологической диагностике, эниопсихоанализе и эниокорреции стереотипов мышления, имиджа, поведения и эмоционального реагирования. Базовое кредо социоментальной антиэйджинговой культуры «Эниостиль» гласит: 

 


Ты можешь быть тем, кем рождён,
Жить с тем, с кем предначертано,
Работать там, где реализуется твой творческий потенциал.
И только тогда, правильно выстроив энергоинформационные
Отношения с самим собой, другими людьми, обществом,
Природой работой и деньгами,
Ты обретёшь нестареющую зрелость,
Здоровье, гармонию, успех.

 

Таким образом, разработанная нами Антиэйджинговая программа, представляет собой систему профилактических, психотерапевтических и реабилитационных мероприятий, направленных на противодействие процессам старения и борьбу и их патологическими проявлениями. Разработанная и апробированная методика психологического противодействия возрасту представляет собой высокоэффективный комплекс воздействий, направленных на:
- коррекцию синдрома хронической усталости, плохого настроения и самочувствия

- формирование оздоравливающих, омолаживающих стереотипов мышления, поведения, имиджа, эмоций и комфортных энергоинформационных отношений человека самим собой и другими людьми.

 


- улучшение качества жизни и реализацию потребностей личности в любви, уважении и самореализации.
Показания к антиэйджингу:
- Синдром «хронической усталости», снижение самочувствия, активности, настроения и депрессивные переживания, не связанные непосредственно с какой-либо острой психотравмирующей или соматогенной ситуацией.
- Невозможность (или нежелание) дальнейшего существования в настоящем психофизическом или личностном состоянии (форме).
- Невозможность реализации внутренних потребностей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей).
- Внутренние нарушения эмоционального баланса, наступающие под влиянием угроз, создаваемых внешними обстоятельствами.
- Непонимание и конфликты с людьми других возрастных групп (взрослыми родителями, детьми).
- Невозможность удовлетворения потребностей в любви, уважении и самореализации.
- Мучительное чувство неудовлетворённости достигнутым. Навязчивая потребность в самоанализе и самопонимании (избыточное самокопание).
Противопоказания к антиэйджингу:
- Наличие психических заболеваний
- Беременность
-Церебрально-атеросклеротические и сенильно-атрофические изменения личности
-Низкий уровень интеллектуального развития


Мы хотим, чтобы в мире было как можно меньше новых дряхлых телом и душой стариков, а люди уходили бы из жизни в зрелом, адекватном возрасте, независимо от количества прожитых лет.

 

Антиэйджинг мы понимаем не только как противостояние наступающему старению, но и как управление своим возрастом вообще (так называемый, эйдж-менеджмент). Нами разработаны программы для молодых, чувствующих себя недостаточно зрелыми, людей, особенно, желающих открыть своё дело, бизнес, пробиться в жизни. Они направлены на интенсификацию процессов взросления личности.
«Мы – за цивилизованное, экологичное взаимодействие людей и их общностей друг с другом, ведущее к нестареющей зрелости. Мы – против варварских форм общения человека с самим собой, другими людьми, обществом и природой, неизбежно приводящих к старости». (Из Манифеста Международной Ассоциации психологического антиэйджинга).

 


Теги:Антиэйджинг


Читайте также

Комментарии (0)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]