Алла Чайковская. Социализация и индивидуализация или «Век живи – век учись»
26.12.2010
3631
0
4.5

 

Алла Чайковская
Алла Чайковская
 
Социализация и индивидуализация
или «Век живи – век учись»
 

     В социальной психологии индивидуализация считается одним из этапов социализации.  Что бы не запутаться в терминологии, приведу определения из учебника:

     «Понятие «личность» было введено психологами, чтобы обозначить социальную сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества.  Процесс становления личности называют социализацией. Она имеет ряд стадий.

     1. Начальная стадия социализации называется стадией адаптации. Она длится от рождения до подросткового возраста. Характеризуется тем, что ребенок приспосабливается к социальной среде, подражает старшим, но воспринимает социальный опыт еще не избирательно и не критично.

     2. Вторая стадия – стадия индивидуализации. У молодого человека формируется собственное отношение к общественным нормам поведения. Социальный опыт принимается избирательно и критично. Возникает потребность проявить собственные индивидуальные черты, способности, быть отличным от других. Данная стадия длится примерно до 22–25 лет. Именно в этот период формируются основные черты личности, являющиеся устойчивыми на протяжении всей жизни.

     3. Далее следует стадия интеграции. Она характеризуется желанием человека найти свое место в обществе, получить желаемый социальный статус. Интеграция – процесс, обратный индивидуализации. В данный период человек, как правило, хочет, чтобы у него «все было как у людей».

     На языке Эниостиля социализация – это умение не быть «белой вороной», если тебе этого не хочется и адекватно воспринимать окружающих, т.е. всегда помнить о том, что недостатки людей это продолжение достоинств тех же самых людей. А индивидуализация – это осознание своих сильных и слабых функций и творческое использование сильных функций во всех сферах жизни. А вот что делать со слабыми функциями -  вопрос остается открытым. Анатолий Леонидович Панчеко предлагает найти любящего «дуала», который бы прикрывал вам тылы и обеспечивал решение проблем по слабым функциям. Но даже если такого «дуала» вам найти пока не удалось, зная свою «больную мозоль», вы всегда можете защитить слабые места или хотя бы стараться не подставляться. Например, не искать сочувствия у Запада, если вам нездоровится или не пытаться стать душой компании, если у вас болевой Юг.

     Нашей социализацией социум озабочен с самого раннего детства. Семья, детсад, школа и другие социальные институты стремятся сделать из нас приемлемых граждан.  «Не бегай, не кричи, не болтай ногами, не то тетю испачкаешь!» - слышит малыш в транспорте и  понимает - чтобы маму не  сердить, в автобусе надо сидеть тихо и смотреть в окно. А вот процесс индивидуализации часто дело рук самого индивидуализирующегося и для многих становится тяжелым испытанием. Если у вас есть яркие способности и мудрые родители, которые обратили на них внимание и озаботились их развитием, считайте - вам повезло. А если у вас более выпуклы слабые стороны, вернее те черты, которые вашими родителями, учителями и одноклассниками считаются слабостями; если у родителей недостанет мудрости не загнобить вас за ваши «слабости», то вам обеспечен увесистый комплекс неполноценности, а воспоминания детства омрачат вам, как минимум, годы юности.

     В отечественной психологии (социалистический период) считалось, что процесс индивидуализации завершается к  22-25 годам, а далее личность остается неизменной (см. цитату). Выделялось два возрастных кризиса: подростковый и выход на пенсию.  В более поздних изданиях говорится, что у людей может быть больше кризисных моментов в жизни, т.е. ситуаций подталкивающих к переосмыслению своей личности и нарабатыванию черт характера, необходимых в текущих условиях. Видимо, это отражает новое состояние общества в нашей стране. Например, мои ровесники переживают третью фазу развития общества: переразвитый социализм, перестройка и простперестроечный период. Когда я после института отработала первый год на заводе, отгуляла первый отпуск, то во второй рабочий день после отпуска меня посетила горестная мысль: «ну всё, теперь это на всю жизнь, до пенсии».  Действительно, жизнь была инертной, большинство людей меняли работу не более одного – двух раз в жизни, хотя институт брака уже дал трещину и разводы, а так же повторные браки уже перестали быть редкостью.

     Нынешняя жизнь ускорилась в разы и требует от человека быстрой реакции на изменения требований на рынке труда, обучения новым технологиям, расширение информационного пространства, трансформацию моральных норм. Дети быстрее схватывают новшества и обучаются новым навыкам, поэтому стали во многом опережать родителей, что повлияло на баланс сил в семейных отношениях. Уже не скажешь ребенку «Я лучше знаю, что ты должен делать!», потом ведь придется  просить его настроить компьютер. Человек стал чаще сталкиваться с кризисными ситуациями, связанными с трудоустройством, воспитанием детей, отношениями с супругами,  взрослыми детьми и престарелыми родителями, а так же самим собой. Одна моя подруга, третий раз выходя замуж, сказала: «Живешь с родителями – проблемы с родителями. Живешь с мужем – проблемы с мужем! А живешь одна – проблемы с собой».

     Процесс индивидуализации стал актуален на протяжении всей жизни. Появились понятия «личностный рост» и саморазвитие. Человек не хочет только выживать в среде, он хочет быть любимым, уважаемым, хочет творческой самореализации. А для этого в первую очередь нужно понять себя, свой потенциал, свои чувства и желания.  Нужно осознать свои истинные цели и что мешает их достижению. Мне приблизится к решению вышеперечисленные задачи во многом помог Эниостиль. Я другими глазами увидела себя  и окружающих меня людей, я осознала что мы «так плохо себя ведем» не только из-за недостатков воспитания или вредности характера, а следуя своей природе, против которой, как известно, не попрешь. Да и само понятие «плохо – хорошо» весьма относительно. А уход с позиции оценивания на позицию наблюдения, в том числе за собой, переводит человека от функции жесткого контроля и управления миром (событиями, близкими людьми, собой) к функции принятия, несуждения, дает ощущение единства с миром. А это уже переход к духовным категориям. Поэтому постижение Эниостиля на определенном этапе становления личности можно отнести к духовным практикам. В широком смысле вся наша жизнь – это духовная практика, а пословица «Век живи – век учись» как никогда современна.

     02.12.2010

 


Теги:самопознание, эниопрактикум


Читайте также

Комментарии (0)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]